Время работы:

Пн-Пт с 09:30 до 18:30

В субботу — по предварительной договоренности

ИП Безруков Иван Сергеевич

ИНН 666202984426

ОГРНИП 307667205800024

Фактический адрес: г. Екатеринбург, ул. Посадская, д. 28 А, оф. 404 (ТЦ Универбыт)

р/с 40802810338000000103 в Филиал Екатеринбургский ОАО "АЛЬФА-БАНК", г. Екатеринбург,

к/с 30101810100000000964, БИК 046577964

Ученье - свет!

Светодизайн - новое и уверенно развивающееся направление дизайна. Чтобы узнать больше о правильной работе со светом, мы отправились на лекцию к профессиональному светотехнику и светодизайнеру из Санкт-Петербурга Константину Цепелеву. 

Умение работать со светом чрезвычайно важно для дизайнера. При помощи света можно не только ставить акценты на каких-то элементах, но и управлять геометрией пространства, эмоциональным состоянием и сознанием человека! Правильный свет подчеркнет фактуры и качество мебели и создаст нужную атмосферу, а неправильный - "поставит крест" на всем дизайне.

Константин выделяет три аспекта, на которых базируется световой дизайн. Эстетическое восприятие отвечает за то, как будет выглядеть то или иное световое решение. Эргономический аспект важен, так как свет должен быть  функциональным, комфортным и воздействующим на работоспособность. Энергоэффективность отслеживается для того, чтобы понять, нет ли напрасно подсвеченных мест, и не превышает ли освещение допустимых норм. Почему важно следить за единством этих трех аспектов? Если не подумать о комфорте и влиянии на работоспособность человека, то можно попасть в ситуацию, в которой вы проектируеете очень яркую комнату для интроверта, а он, в силу своих психологических характеристик, не чувствует себя в ней комфортно, следовательно, не может работать. Или более опасная ситуация, в которой нарушается энергоэффективный аспект: в магазине сделано очень мощное освещение, из-за которого через несколько недель работы продавцы получают травмы глаз.

Дизайнеры часто недооценивают работу со светом, поэтому из проекта в проект переходят одни и те же ошибки. Как определить, что ваш дизайнер плохо работает со светом? 

  • У него нет концепции освещения. Чтобы правильно спроектировать свет, дизайнер должен досконально изучить ситуацию. Узнать, кто будет жить, какого возраста, какой у этого человека стиль жизни и психологические особенности. Также нужно поинтересоваться техническими характеристиками помещения. Это к слову о том, что интроверту будет комфортнее жить с "подвальным" освещением, а экстраверту - с ярким.
  • Проект чрезмерно усложнен. Эта ошибка присуща новичкам, которые только учатся работать со светом. 
  • Неправильно подобраны источники света. Часто дизайнеры забывают, что работают с серьезным оборудованием, в котором нужно разбираться. Так несведущий дизайнер может запроектировать металлогалогеновую лампу в санузле. Это приведет к тому, что, после того, как один член семьи сходит в туалет, следующий сможет включить свет только через полчаса. 
  • Не продумано расположение выключателей. Один из способов управления светом - расположение выключателей. Чтобы выключатели  находились на своих местах, важно продумать сценарии поведения человека в квартире и  учесть много других факторов, например, возраст жильцов.
  • Резкие переходы от света к тени могут спровоцировать у людей панические атаки и повысить уровень тревожности.
  • Есть блики. Хорошее освещение не берет на себя доминанту. Бликование нарушает эту концепцию. Чтобы не возникало бликов, лучше отказаться от глянцевых поверхностей в интерьере или использовать специальное оборудование, нивелирующее блики.
  • 3D-изображения не соответствуют реальности. Программа 3D-max позволяет наполнить помещение светом так, как вам это необходимо. Когда в комната  получится не такой светлой, как на эскизе, не разочарует ли это Заказчика?
  • Не использованы диммеры. Диммеры позволят регулировать яркость освещения и создавать разные режимы. 
  • Объем пространства и размеры светильников не сопоставимы. Важно уметь четко представлять, какого размера будет люстра в реальности и не будет ли она слишком большой или маленькой для конкретного помещения.
  • Ошибки - экономия в ущерб качеству и непродуманная расстановка светильников, пожалуй, не нуждаются в разъяснениях.

Вот несколько простых советов от профессионального дизайнера по свету, которые помогут грамотно продумать освещение во всех комнатах.

  • В прихожей предусмотрите яркий свет, но с возможностью диммирования (сделать его насыщенным и приглушенным). Опасные части прихожей, например, лестницу, отдельно подсветите. Чтобы лучше ориентироваться в пространстве в темноте, хорошо подойдут проходные выключатели. Не забудьте правильно подсветить зеркало: разместите два светильника по бокам от зеркала, тогда вы не будете смотреть на себя в искаженном виде. Между подвесными и встроенными светильниками выбирайте вторые. Прихожие - это, как правило, узкие помещения. Визуально исправить это поможет вертикальное освещение одной стены.
  • В гостиной одной люстры на потолке будет не достаточно. Поставьте напольные светильники с абажуром в виде чаши, тем самым обеспечьте рассеянное освещение. Рядом с креслами и диваном поставьте мобильные торшеры, у журнального столика - бра или торшер, над обеденной зоной предусмотрите более яркий свет. Отдельные зоны подсветите встроенными светильниками. Отдавайте предпочтение источникам света с низкой цветовой температурой.
  • Так как на кухне мы, в первую очередь, работаем, с освещением здесь нужно работать особенно досконально. В рабочей зоне предусмотрите интенсивное освещение, выбирайте нейтральный спектр ламп с высоким индексом цветопередачи, тогда естественный цвет пищи не будет искажен.  Подсвечивая рабочую зону, обратите внимание, чтобы источники света не оказались у вас за спиной. Самое лучшее место для светильников - под навесными ящичками. Для освещения столовой зоны подойдет верхний прямой или комбинированный яркий свет. 
  • Свет в ванной должен быть организован таким образом, чтобы можно было хорошо разглядеть себя.  Обязательно общее освещение с рассеянным  светом и местное (в зависимости от того, какую зону вы хотите подсветить). Для подсветки зеркала используйте светильники с высоким индексом цветопередачи и теплую или нейтральную цветовую температуру. Удобно будет иметь встроенные светильники в ящичках. Очень важно не забывать о том, что светильники должны быть влагозащищенными (от IP 44).
  • В детской советуют по максимуму использовать естественное освещение. В качестве общего освещения выбирайте рассеянный свет. Особо внимательно относитесь к тому, чтобы подсветить рабочее место, ведь от этого зависит здоровье ребенка. Закрепите у изголовья кровати удобный светильник, чтобы удобно было почитать перед сном. Отдавайте предпочтение источникам света из небьющихся материалов. 
  • Общее освещение в спальне делать не обязательно, главную роль здесь играет местное. Торшер будет удобен в использовании, благодаря своей мобильности. Подумайте о ночном освещении, оно должно быть не ярким и включаться рядом с кроватью. Если вы любите почитать перед сном, предусмотрите прямой, яркий и ограниченный по площади свет для чтения. У каждого спального места нужны минимум по две розетки. 

Фотографии, использованные в статье, предоставлены сообществом магазина "Электромир" в Фейсбуке

Екатерина Куляшова